play-rounded-fill
Новости

Помочь и не навредить: как цифровые технологии применяют при нарушениях речи

Каждый день мы используем речь в устном или письменном виде — без достаточного уровня сформированности речевых навыков мы бы не смогли понимать друг друга, общаться и передавать информацию посредством письма. Однако существует большое разнообразие нарушений этих процессов. Нарушения могут быть как явными, которые легко определить, так и скрытыми, о которых человек может не знать, но которые будут затруднять общение, письмо или чтение.

Какие нарушения распространены больше всех и как они проявляются

Логопеды чаще всего встречаются с нарушениями устной речи, видов которой существует очень много: от нарушения в произнесении отдельного звука до тяжелого речевого недоразвития, при котором отмечается бедность словарного запаса, аграмматизм в речи, трудности в порождении связного речевого высказывания. Если к логопеду приводят детей с тяжелой речевой патологией, безречевых — задача логопеда сформировать у ребенка элементарную фразу.  На этой стадии определить форму и степень нарушения произношения достаточно сложно. В дальнейшем, с развитием фразовой речи, когда фразы становится достаточно длинными, логопед может обнаружить то или иное нарушение звукопроизношения. Для логопедии характерна вариативность сочетаний речевых нарушений и степень их выраженности. Поэтому определить распространенность и частотность того или иного речевого нарушения в детской популяции достаточно трудно. 

Также существуют нарушения письменной речи: иногда они связаны речью устной, но не всегда. В явном виде их взаимосвязь наблюдается в тяжелых случаях, например, у пациентов с последствиями детского церебрального паралича, которые совсем не владеют своим артикуляционным аппаратом.

Кроме того, у ребенка могут быть скрытые нарушения речевых процессов, которые связаны с восприятием речевых звуков (фонем) на слух и различением слов. Они возникают из-за проблем с глубинными процессами обработки речевого сигнала в корковых и подкорковых отделах головного мозга, обеспечивающих анализ звуков по различным характеристикам. Например, звуки «С» и «Ш» отличаются друг от друга как по звучанию, так и по аритикулированию. Наш мозг собирает эти показатели воедино и мы делаем вывод об их различии, а дети иногда не способны проводить такой анализ. Подобное нарушение может привести к проблемам с чтением и письмом. Если вовремя не выявить эти скрытые процессы и не скорректировать речь, ребенок может столкнуться с проблемами в школе, а родители даже не будут знать их причин.

Для каких нарушений подходят цифровые технологии

Причина популярности цифровых технологий при коррекции речи состоит в том, что они помогают сделать процесс работы над проблемой увлекательным и разнообразным. Дело в том, что все специальные методы и приемы логопедов подразумевают многократное повторение конкретных действий: выполнений артикуляционных упражнений; произнесения отдельных звуков, слов или фраз при автоматизации навыков произношения; чтения слогов и слов — для формирования техники чтения; прописывания отдельных графических элементов и написания букв и их сочетаний — для формирования почерка и обучения письму. Обучающие интерактивные программы или мобильные приложения помогают мотивировать ребенка выполнять задания, вносят элемент игры, соревнования, что повышает эффективность коррекционной работы.

Например, часто используются приложения с заданиями на повторение звуков в слогах, словах и предложениях. В случае нарушения чтения игры могут состоять из задач, где нужно найти конкретные буквы, слоги или слова. Для этого также используют варианты слоговых таблиц и корректурных форм, которые можно цифровизировать и сделать интерактивными.

Однако применение нововведений важно совмещать с посещением профессионального логопеда, который продиагностирует ребенка, скорректирует его речевые нарушения и даст рекомендации по использованию приложений для автоматизированного закрепления навыка. Полноценная консультация включает тактильный контакт со специалистом — логопед не только слушает пациента, но он может потрогать его язык, лицевые мышцы и грудную клетку, а это ограничивает возможности онлайн консультирования. В процессе коррекционной работы логопед регламентирует объем используемых цифровых технологий. Он может гармонизировать или балансировать использование традиционных педагогических техник совместно с новыми цифровыми.

Если же, например, родитель принимает решение об использовании каких-либо приложений самостоятельно только на основании того, что оно нравится ребенку и не мешает взрослому, это неправильный подход. И с его последствиями сегодня сталкиваются логопеды — уже в школьном возрасте они консультируют большое количество детей, которых научили неправильно читать, например, сформировали непродуктивное побуквенное чтение. В дальнейшем таких детей необходимо переучивать, что значительно сложнее.

Опасно использовать цифровые технологии также при коррекции заикания, так как это нарушение связано с проблемами в нервной системе и нуждается в комплексном подходе. Профессор кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета, к. п. н. Елена Рау разработала специальный адаптированный курс терапии для работы с таким нарушением. Около двух недель человек занимается со специалистами на личных приемах, а затем они поддерживают связь онлайн с помощью социальных сетей, мессенджеров и различных программ для видеозвонков.

FAQ: Помочь и не навредить: как цифровые технологии применяют при нарушениях

Как цифровые технологии помогают родителям детей с нарушениями речи

Новые технологии необходимы не только для работы с ребенком, но и для повышения уровня образованности их родителей. Все необходимое для лечения ребенка они ищут в интернете, так как там существует много разнообразных советов от специалистов и родителей, чьи дети столкнулись с теми же проблемами. Но важно проверять получаемую информацию и пользоваться авторитетными источниками.

Например, сотрудники кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета разработали сайт, где можно найти информацию о тех или иных нарушениях речи и ознакомиться с правилами, в которых прописана схема получения помощи. Сейчас родители получили много прав при определении образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, для детей с нарушениями речи. Именно они выбирают программу обучения ребенка и специалистов, которые будут корректировать нарушения речи. 

На сайте Московского педагогического государственного университета также есть виртуальный консультационно-диагностический центр кафедры логопедии, куда родители могут обратиться за консультацией. Это особенно полезно для семей из городов, где не хватает профильных специалистов. 

Программа для консультирования и диагностики максимально проста для использования. Сначала нужно прислать фото и видеообразцы речи и письма ребенка. Затем их отсматривают логопеды и уже после этого проводится консультация по видеосвязи. Однако родители не всегда знают, как правильно снять ребенка — какой ракурс нужен логопеду. Иногда необходимо увидеть, как ребенок чистит зубы или ест, чтобы посмотреть его артикуляционную моторику. В таких случаях специалисты просят прислать дополнительные материалы.

Существует также особая категория детей — билингвы, речевое развитие которых из-за одновременного освоения двух языков может иметь те или иные нарушения. При этом они нередко проживают за рубежом, а потому не имеют доступа к русскоязычным логопедам. Для таких семей онлайн-консультация и диагностика особенно актуальны.

Когда технологии навредят проблемам с речью

Цифровые технологии не всегда полезны для людей с нарушениями речи. Логопеды — «тактильные» специалисты, им нужно пощупать пациента для точного определения диагноза. При коррекции речи также необходимы массаж лица и языка, пассивная артикуляционная гимнастика. Без этого не обойтись во время коррекции речи. Поэтому цифровые технологии необходимо использовать с большой осторожностью, умеренно и под присмотром логопеда. 

Существует также множество технических новшеств, которые преподносятся как технологический прорыв в коррекции, но на самом деле могут нанести вред. Эти новшества часто не одобрены научным сообществом и критикуются профессионалами. Эффективность любого прибора, аппарата или педагогической методики обязательно должна быть научно доказана. Нарушение речи, как правило, связано с нарушениями центральной нервной системы. Поэтому логопед не имеет права использовать технологии, эффективность которых находится под сомнением.

Сейчас также можно найти сотни игровых приложений для обучения детей чтению, которые в своем большинстве не подходят для детей с нарушениями речи. С их помощью можно очень легко научить ребенка неправильным и непродуктивным способам чтения, которые в будущем будут мешать. Разработкой таких игр, как правило, занимаются не специалисты и педагоги, а люди без профильного образования.

В логопедии существует ряд особых требований к обучению грамоте детей с нарушениями речи, например, особый порядок изучения букв, подбор лексического материала для чтения зависим от индивидуальных особенностей произношения звуков, но очень часто непрофессиональные программы, не учитывают этих требований, что приводит к многочисленным ошибкам угадывания или интуитивному чтению. В таком случае чтение ребенка без предрасположенности к нарушению чтения может стать похожим на дислексию только из-за неправильного подхода. Необходимо всегда обращать внимание на то, кто разработал программу, и с большой долей скепсиса относиться к советам и рекомендациям, которые распространяют в открытых источниках. Но даже проверенные программы желательно использовать под контролем специалиста.

Детям и взрослым с нарушениями центральной нервной системы вредно долгое время проводить перед экраном телефона или компьютера. Это негативно влияет на их неврологический фон, ухудшает внимание и повышает утомляемость. Логопед как раз может сбалансировать использование традиционных педагогических и цифровых технологий и сформировать правильный план коррекции.

Источник: postnauka.ru